Зачетное занятие. Понятие о гематогенном, лимфогенном и контактном путях распространения инфекционных процессов на голове и шее.
Лекции
Раздел учебника
Топографическая анатомия и оперативная хирургия. Под редакцией И.И.Кагана, И.Д.Кирпатовского, Том 1. Москва, издательство «Геотар-Медиа», 2013г. Раздел 14.1- 14.7, 15.1-15.7. Просмотр через «Консультант студента» (образовательный ресурс).
Контрольные вопросы
- Топографическая анатомия подподъязычной области. Топография глотки, гортани, трахеи и пищевода. Фасции и клетчаточные пространства подподъязычной области.
- Боковой треугольник шеи и его клетчаточное пространство.
- Топографическая анатомия щитовидной и паращитовидных желез.
- Грудино-ключично-сосцевидная область. Глубокие межмышечные промежутки шеи (предлестничный, межлестничный промежуток и лестнично-позвоночный треугольник).
- Понятие о трахеостомии: виды, показания, осложнения, инструментарий.
Тема УИРС
- Трахеостомия: виды, показания, осложнения, инструментарий. Техника выполнения операций.
- Понятие об операции субтотальной субкапсулярной резекции щитовидной железы по С.В. Николаеву.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ по ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ ГОЛОВЫ И ШЕИ СТОМАТОЛОГИ 3-ий семестр
I. МОДУЛЬ
- Перечислите особенности в кровоснабжении мягких тканей свода черепа, благодаря которым непроникающие ранения свода черепа могут зажить самостоятельно.
- Перечислите симптомы, характерные для переломов средней черепной ямки.
- Объясните, почему при травме головы внутренняя /стекловидная/ пластинка кости черепа повреждается раньше и в большей степени, чем наружная.
- Перечислите послойно ткани лобно-теменно-затылочной области, которые входят в лоскут при образовании скальпированной раны. Объясните механизм возникновения скальпированной раны.
- Укажите проекции на кожу мест выхода из глазницы артерий лобной области.
- Объясните, почему гематомы или гнойные процессы в межапоневротическом клетчаточном пространстве височной области ограничены и не спускаются ниже скуловой дуги.
- Объясните, почему при воспалении среднего уха может возникнуть мастоидит.
- Укажите особенности в строении венозной системы мозгового отдела головы.
- Укажите проекцию на кожу места выхода в затылочную область затылочной артерии и большого затылочного нерва.
- Перечислите симптомы, характерные для переломов задней черепной ямки.
- Перечислите анатомические образования, которые проецируются на кожу, квадрантов сосцевидного отростка.
- Перечислите симптомы, характерные для переломов передней черепной ямки.
- Укажите, куда может проникнуть гной из сосцевидной пещеры при разрушении её верхней стенки.
- Укажите, куда может проникнуть гной из сосцевидной пещеры при разрушении её внутренней стенки.
- Перечислите отверстия на внутренней стенке орбиты.
- Перечислите отверстия на наружной стенке глазницы и анатомические образования, проходящие через них.
- Укажите, с чем сообщается полость глазницы.
II. МОДУЛЬ
- Укажите места расположения лимфатических узлов, имеющих практическое значение в патологии языка /регионарные — «сигнальные» узелки/.
- Перечислите группы регионарных лимфатических узлов для органов ротовой полости.
- В патологии полости рта известную роль играют бухты и карманы, расположенные в районе небных миндалин. Назовите их.
- Объясните причину того, что остеомиелиты нижней челюсти встречаются в 10 раз чаще, чем верхней челюсти.
- Перечислите сосуды и нервы, которые имеют непосредственное отношение к глазному яблоку и его мышцам.
- Назовите 3 способа улучшения стока отделяемого слизистой Гайморовой полости при гайморитах.
- Перечислите артерии, по которым кровь поступает в полость носа.
- Опишите клиническую симптоматику повреждения наружной стенки лабиринта решетчатой кости /решетчатой пазухи/.
- Перечислите придаточные пазухи носа.
- Перечислите стенки носовой полости. Чем они представлены?
- Укажите, с чем сообщаются верхний, средний и нижний носовые ходы.
- Перечислите сосуды и нервы, которые проходят через полость глазницы и далее направляются на свод черепа, щеку, в полость носа.
- Перечислите углубления и карманы гайморовой пазухи.
- Перечислите топографо-анатомические образования дна полости рта.
- Какие формы гемангиом Вы знаете?
- Объясните, почему вскрытие лобной пазухи следует начинать с медиальной стороны надбровной дуги?
- Назовите известные Вам пороки развития лица.
III. МОДУЛЬ
- Между какими топографо-анатомическими образованиями располагается окологлоточное клетчаточное пространство?
- Укажите, с чем сообщается клетчатка межкрыловидного пространства. Какие анатомические образования участвуют в этом?
- Объясните, почему при мандибулярной анестезии в некоторых случаях отсутствует обезболивание язычного нерва.
- Укажите, какие топографо-анатомические образования проходят во 2-ом клетчаточном пространстве области дна полости рта /между подъязычно-язычной и подбородочно-язычной мышцами/.
- Между какими топографо-анатомическими образованиями располагается челюстно-крыловидное" клетчаточное пространство?
- Перечислите ветви лицевого нерва.
- Между какими топографо-анатомическими образованиями располагается межкрыловидное клетчаточное пространство?
- Укажите, с чем сообщается клетчатка поджевательного клетчаточного пространства.
- Укажите, с какими клетчаточными пространствами сообщается челюстно-крыловидное клетчаточное пространство.
- Перечислите слабые места капсулы околоушной слюнной железы и укажите их место расположения.
- Укажите, какие топографо-анатомические образования формируют поджевательное клетчаточное пространство.
- Укажите, какие топографо-анатомические образования проходят в первом клетчаточном пространстве дна полости рта /сразу под слизистой оболочкой полости рта вокруг подъязычной слюнной железы/?
- Какие сосудисто-нервные образования располагаются в межкрыловидном клетчаточном пространстве?
- Укажите, какие сосудисто-нервные образования проходят в челюстно-крыловидном клетчаточном пространстве?
- Перечислите анатомические образования, проходящие через ткань околоушной слюнной железы.
- Назовите анатомические образования, которые прилежат к жировому комку Биша.
- Укажите пути распространения инфекции при нагноительном процессе в заднем окологлоточном клетчаточном пространстве.
IV. МОДУЛЬ
- Перечислите все чувствительные поверхностные нервы переднего отдела шеи и назовите место их общего выхода на кожу.
- Перечислите анатомические образования, входящие в состав главного сосудисто-нервного пучка шеи /5/.
- Опишите топографию предпозвоночной фасции. Футляры для каких анатомических образований она образует?
- Укажите, какие межфасциальные пространства шеи, достигая молочной железы, вызывают явления вторичного мастита или абсцесс ретромаммарного клетчаточного пространства.
- Перечислите названия фасций шеи в соответствии с Международной анатомической номенклатурой.
- Укажите, с какими клетчаточными пространствами сообщается клетчаточное пространство бокового треугольника шеи.
- Перечислите топографо-анатомические признаки, помогающие хирургу отличить наружную сонную артерию от внутренней сонной артерии /4/.
- Опишите топографию шейного отдела грудного протока.
- Пороками эмбрионального развития каких желез являются срединные и боковые кисты и свищи шеи?
- Объясните, почему при резекции щитовидной железы необходимо беречь ее заднюю поверхность?
- Перечислите рефлексогенные зоны шеи.
- Объясните, почему повреждение вен щитовидной железы вызывает сильное кровотечение?
- Укажите, между какими анатомическими образованиями шеи производится коникотомия.
- Перечислите показания к трахеостомии.
- Какие виды трахеостомии по отношению к перешейку щитовидн. железы Вы знаете?
- Объясните, почему пли повреждении вен шеи может возникнуть воздушная эмболия жизненно важных кровеносных сосудов.
- Перечислите основные отростки щечного клетчаточного пространства щеки /жирового комка Биша/.
V. МОДУЛЬ
- Во время операции струмэктомии, выполняемой под местной анестезией, при наложении зажимов на кровеносные сосуды щитовидной железы и выделении нижнего полюса ее боковых долей у больного возникла осиплость голоса. На возможность сдавления или повреждения какого нерва указывает этот симптом? Какие особенности топографии нерва следует учитывать, чтобы избежать этого осложнения?
- При субтотальной субфасциальной резекции щитовидной железы по Николаеву остаются неудаленными задневнутренние отделы боковых долей железы. На сохранение каких анатомических образований и предупреждение каких осложнений направлена такая методика операции?
- У больного флегмоной шеи развился гнойный медиастинит /воспаление средостенной клетчатки/. Флегмоны каких межфасциальных клетчаточных пространств шеи опасны развитием этого осложнения? Опишите анатомические пути распространения инфекции при таком развитии заболевания.
- У больного рак нижней губы. В поднижнечелюстном треугольнике шеи прощупываются увеличенные и плотные лимфатические узлы. Во время операции удалены не только увеличенные лимфатические узлы, но и вся поднижнечелюстная слюнная железа. Почему необходимо удалять железу пои такой операции? Ранение какой артерии, прилежащей к поднижнечелюстной железе, может вызвать сильное кровотечение во время операции?
- В нейротравматологическое отделение доставлен больной с травмой головы. При обследовании среди клинических симптомов обнаружены: выпячивание глазных яблок /экзофтальм/, кровоизлияния под кожей век вокруг глазной щели /симптом очков/, истечение прозрачной жидкости из носа /ликворея/. Дайте анатомическое обоснование симптомов и установите наиболее вероятный характер повреждения.
- Больному со злокачественной опухолью околоушной железы решено провести курс внутриартериальной химиотерапии. Через какую магистральную артерию шеи следует ввести катетер и какие ветви этой артерии следует перевязать перед введением противоопухолевого препарата, чтобы ограничить его распространение преимущественно ложем околоушной железы?
- Наложение лигатур при перевязке наружной сонной артерии слишком близко к месту ее начала от общей сонной артерии привело к опасному для жизни больного тромбозу внутренней сонной артерии. На каком уровне /между началом каких ветвей/ наружной сонной артерии следует её перевязать, чтобы избежать этого осложнения?
- У ребенка, больного инфекционным паротитом, развилось осложнение в виде паралича мимической мускулатуры половины лица. С поражением какого нерва оно связано и какая особенность топографии нерва обусловила развитие этого осложнения при инфекционном паротите?
- У больного с поражением нижних коренных зубов развилась флегмона височно-крыловидного и межкрыловидного промежутков, которая осложнилась флебитом вен глазницы и менингитом. Опишите анатомические пути развития этих осложнений.
- Трепанацию сосцевидного отростка по поводу гнойного мастоидита следует выполнять в пределах треугольника Шипо, направляя инструмент параллельно задней стенке наружного слухового прохода и постепенно вскрывая ячейки сосцевидного отростка до образования общей костной полости. При нарушении техники операции возможны осложнения в виде повреждения соседних с сосцевидным отростком анатомических образований. Назовите возможные осложнения при излишнем продвижении инструмента /стамески Воячека/ в следующих направлениях: вперед, вверх, вглубь, кзади.
- При гнойном паротите возможен прорыв гноя в соседние области через «слабые места» специального ложа околоушной железы. Определите основные анатомические пути прорыва гноя, исходя из особенностей строения и топографии ложа околоушной железы.
- В поликлинику обратился больной с фурункулом верхней губы. Ему было назначено лечение и дано освобождение от работы на 3 дня. Через 3 дня больной поступил в стационар в тяжёлом состоянии с клинической картиной тромбоза пещеристого синуса. Проведите анатомический анализ механизма развития этого осложнения.
- После разреза мягких тканей параллельно надбровной дуге как части доступа к передней черепной ямке у больного возникла трофическая язва в лобной области. Дайте анатомо-функциональное объяснение возникшего осложнения.
- У больного воспаление нижнего большого коренного зуба осложнилось флегмоной ложа поднижнечелюстной железы. Опишите наиболее вероятный путь развития такого осложнения.
- У больного с переломом основания черепа наблюдается пульсирующее пучеглазие. Определите, какая артерия /и в каком отделе/ повреждена у этого больного. Чем обусловлена пульсация и выпячивание глазного яблока?
- Для проверки состояния одного из черепных нервов, невропатолог надавливает пальцами на участки лица, соответствующие надглазничной вырезке, подглазничному и подбородочному отверстиям. Состояние какого нерва и каких ветвей его проверяется таким приемом?.Почему используются с такой целью именно эти места на лице?
- Выполняя операцию перевязки наружной сонной артерии в сонном треугольнике шеи, хирург обнажил место бифуркации общей сонной артерии. По каким особенностям анатомического строения и топографии начального отдела можно отличить наружную сонную артерию от внутренней и какой дополнительный прием с использованием пульсовых точек на лице можно при этом применить?
- У пострадавшего с травмой головы среди клинических симптомов обнаружены: кровотечение из левого уха, паралич мимической мускулатуры левой половины лица, потеря слуха слева. Установите наиболее вероятный характер повреждения и дайте анатомическое обоснование наблюдаемым симптомам.
- В ходе операции по поводу давней травматической аневризмы общей сонной артерии при выделении из рубцов аневризматического мешка хирургом случайно была повреждена внутренняя яремная вена. Вслед за повреждением вены и появлением сильного кровотечения возник характерный свистящий звук, совпадающий с актом вдоха, появились затруднение дыхания, тахикардия, упало наполнение пульса. Определите возникшее осложнение и опишите механизм его развития. Почему ранение вен шеи опасно возможностью появления такого осложнения?
- К хирургу поликлиники обратился больной с жалобами на припухлость, уплотнение и болезненность в левой околоушно-жевательной области. У переднего края ушной раковины небольшой фурункул врач диагностировал гнойный паротит. Определите путь проникновения инфекции в ложе околоушной железы и уточните диагноз.
- Гематомы мягких тканей свода головы в зависимости от глубины расположения могут быть ограниченными, распространяться по всей поверхности свода или в пределах одной кости свода черепа. Укажите, в каком слое располагается каждый из трех видов гематом. Дайте анатомическое обоснование различий в их распространении по площади.
- Для правильного введения иглы при вагосимпатической блокаде хирург надавливает указательным пальцем над перекрестом заднего края грудино-ключично-сосцевидной мышцы с наружной яремной веной и вводит иглу по направлению давления верхушки пальца к передней поверхности позвоночника. В какую сторону при этом сдвигается сосудисто-нервный пучок шеи? Под какие фасции шеи и почему вводится раствор новокаина?
- В травматологический пункт больницы скорой помощи доставлен пострадавший с травмой височной области. Больной эйфоричен, в состоянии легкого алкогольного опьянения, жалоб не предъявляет. После визуального и пальпаторного обследования места травмы, обработки и наложения повязки пострадавший был отпущен домой. Через несколько часов он в тяжелом состоянии поступил в нейротравматологическое отделение с симптомами нарастающего сдавления головного мозга. Во время операции обнаружена обширная гематома височной области. Дайте анатомическое объяснение механизма развития этого осложнения.
- После удаления подчелюстных слюнных желез у больного остался стойкий отек мягких тканей боковых областей лица, особенно в нижних отделах. Объясните, по каким сосудам нарушился отток крови, какое они имеют отношение к подчелюстной слюнной железе.
- У больного с ранением шеи в пределах левого лопаточно-ключичного треугольника развился хилоторакс /накопление лимфы в плевральной полости/. Дайте топографоанатомическое объяснение возникшего осложнения.
Перечень практических навыков к зачетному занятию по дисциплине «ТОПОГРАФОАНАТОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ГОЛОВЫ И ШЕИ»
- Знание общих хирургических инструментов и умение ими пользоваться.
- Обработка и отграничение операционного поля.
- Правила разъединения и соединения тканей.
- Выделение сосуда на протяжении.
- Анатомическое обоснование принципа вправления вывиха нижней челюсти.
Тесты по теме: КАГАН - голова-шея, операции на голове и шее (обязательны для получения зачета)
Перейти к тестированию →